Центр истории Кавказа,
Аббас Исламов
Часть 10
Хотя на самом рубеже XIX и XX веков наблюдалось относительное и непродолжительное снижение активности банд армянских террористов, но это отнюдь не означало, что Османское государство в непродолжительные периоды подобного затишья избавлялось от результатов этого террора. Разбойничьи рейды и диверсии «армянских революционеров» оставляли за собой множество тяжелых последствий – сожженные деревни, разоренные хозяйства, разрушенные городские кварталы, церкви и мечети, уничтоженное имущество и тысячи осиротевших семей.
В архивах западной прессы сохранилась информация о том, как турецкое правительство разбиралось с последствиями армянского терроризма и примером одной из таких публикаций является сообщение в газете «The Evening Bulletin» от 13 октября 1899 года:
«На благо армян. Константинополь, 12 октября – Был издан имперский указ, отменяющий все меры, ограничивающие свободные перемещения армян. Он также включает распоряжение о строительстве и замене, с государственной помощью, церквей, школ и монастырей, разрушенных во время беспорядков и о выплате сумм должностным лицам или семьям должностных лиц, которые были изгнаны или убиты».
Трудно сказать, во сколько обходилась турецкой казне борьба с результатами армянского террора, но косвенные последствия «революционной» деятельности армянских националистов выражались не только в затратах на строительство сотен разрушенных кварталов, домов, деревень, школ и церквей. Дело в том, что Османское правительство было вынуждено принимать меры и против ответной реакции курдского населения, пострадавшего от террора армянских банд в восточных регионах Турции. Создавая свои вооруженные отряды, курды не только оказывали сопротивление нападениям «революционеров», но и проводили свои рейды, действуя по принципу «кровь за кровь» и мстя за гибель своих соплеменников. В западной прессе, старательно освещавшей практически все события, происходившие в Османской империи, появлялись также публикации и о подобных инцидентах, как, например, в газете «Evening Bulletin» от 16 декабря 1899 года:
«УБИТЫ АРМЯНЕ. Константинополь, 5 декабря. – В частном послании, полученном здесь, сообщается, что курды отомстили за недавнее вторжение российских армян в провинции Алашкерт в турецкой Армении, разорив армянскую деревню Костур и убив триста его обитателей».
Турецкое правительство не оставляло подобные события без внимания и проводило серьезные расследования, наказывая при этом представителей имперской власти, ответственных за безопасность и порядок в провинциях. Свидетельства о действиях высшего руководства страны находили отражение в американской прессе, как, например, в сообщении, опубликованном в газете «The Indianapolis Journal» 22 августа 1900 года:
«Султан будет расследовать убийство двухсот армян. КОНСТАНТИНОПОЛЬ, 21 августа.– Султан приказал комиссии расследовать недавнее убийство 200 армян в провинции Сассун азиатской Турции. Тем временем Его Величество освободил Али Пашу от должности командующего в Битлисе».
Однако маховик вражды, дестабилизации, вооруженного межнационального противостояния, раскрученный армянскими партиями войны и террористическими организациями, уже невозможно было остановить. Даже в этот непродолжительный период относительного затишья кровавые события продолжали развиваться, о чем незамедлительно сообщалось на страницах американских издательств, например, в сообщении, опубликованном в газете «The Albuquerque Daily Citizen» 2 июля 1901 года:
«Убийство армян. Константинополь, 2 июля. – В сообщениях из Муша, в Курдистане, говорится, что курды грабят деревни и в результате они убили четырнадцать армян. Существует общее убеждение, что армяне убили знатного курда, который был шерифом в Агхане».
В публикациях американской прессы этого периода раскрывается также и то обстоятельство, что в конце XIX века армянский терроризм, разросшийся до масштабов международного явления, объединялся с другими террористическими организациями, не только содействуя им в подготовке и осуществлении кровавых акций, но и способствуя их развитию. Например, газета «The Seatle Star» от 20 августа 1901 года сообщала:
«УБИЙЦЫ. Покушались на жизнь губернатора и были убиты. АДРИАНОПОЛЬ, Турция, 20 августа.– Сегодня банда армянских и болгарских революционеров пыталась расстрелять генерал-губернатора этой провинции. Все выстрелы прошли мимо цели. Охрана губернатора убила пятерых революционеров».
В информационное поле американской печати проникали также сведения о тайных сговорах и планах различных террористических организаций, кооперирующихся с армянскими террористами, в частности, с организацией, называемой в западной прессе «армянским революционным комитетом». Под этим названием подразумевалась национал-политическая партия войны и террора «Дашнакцутюн», официально созданная в 1890 году на территории России, в Тифлисе, тысячи филиалов и ячеек которой к концу XIX и началу XX века уже охватывали территории Османской и Российской империй, Ирана, стран Европы и Америки. Один из эпизодов разрушительной деятельности Дашнакцутюн был описан в сообщении, опубликованном в газете «The Deseret Evening News» 24 марта 1902 года:
«ОРГАНИЗУЮТ ВОССТАНИЕ В МАКЕДОНИИ. Лондон, 23 марта. – Корреспондент Daily Telegraph уведомляет по телеграфу из Вены об официальном сообщении, что М. Саратов, глава Македонского комитета проводит переговоры с армянским революционным комитетом относительно подготовки общего восстания в Македонии. Корреспондент также сообщает о том, что Турецкое правительство оповестило державы о тщательных приготовлениях, сделанных для подавления любой македонской революции».
Однако, доминирующими (даже на фоне относительного снижения активности армянских сепаратистов в 1899-1902 гг.) все же остаются сообщения о вооруженных столкновениях внутри Османской империи. Информация о подлинных сражениях между силами правопорядка и армянскими бандами свидетельствует о том, что агрессия вооруженного армянского терроризма продолжала развиваться, подготавливая условия для еще более масштабных и разрушительных действий. Ниже приводятся несколько примеров из потока сообщений, сохранившихся в архивах американской прессы, о вооруженных диверсиях и бандитских рейдах армянских националистов в 1901–1902 годах.
Газета «The Minneapolis Journal» от 27 ноября 1901 года сообщала:
«СРАЖАЮТСЯ С ТУРКАМИ. Заявление о том, что вся вина лежит на армянах. Лондон, 27 ноября.– Депеши из Константинополя коротко сообщают о сражении в провинции Сассун между армянами и турецкими войсками. Турецкое посольство здесь получило официальный отчет о данном деле, согласно которому отряд армянских разбойников забаррикадировался в монастыре в Араке (монастырь Аракелоц – А.И.) возле Муша вместе с шестидесятью захваченными женщинами и детьми, намереваясь вымогать деньги у окружающего населения. Войска окружили монатырь и последовало сражение, причем разбойники открыли огонь первыми. Дополнительно сообщается, что в Константинополь прибыли российский и британский консулы и засвидетельствовали правильное поведение вооруженных сил. Они говорят, что армяне несут ответственность за происшедшее сражение».
Нельзя не отметить, что в этом разбойном нападении, как и в случае с захватом Оттоманского банка в Стамбуле (см. Часть 6), террористы вновь продемонстрировали изобретенный «армянскими революционерами» метод захвата в населенных пунктах беззащитных людей (в данном случае 60 женщин и детей) в качестве заложников.
Имя главаря, руководившего бандой разбойников, также было озвучено на страницах американской прессы, например, в статье, опубликованной в газете «New-York Tribune» от 2 декабря 1901 года:
«НОВЫЕ ОСЛОЖНЕНИЯ В МУШЕ. Армянский главарь Андраник вновь захватил монастырь. Константинополь, 1 декабря.– Официальные отчеты, полученные здесь, заключаются в том, что Андраник, главарь армянских бандитов, вновь захватил армянский монастырь в окрестностях Муша, где он и его силы окружены во второй раз турецкими войсками.
Согласно сообщениям поступившим в Associated Press из Константинополя 23 ноября, Андраник с бандой революционеров захватил упомянутый монастырь и забаррикадировался в нем. В последующих сообщениях говорилось, что имперские власти окружили монастырь турецкими войсками и после сражения разбойники бежали, а войска были отозваны».
Речь идет о том самом Андранике Озаняне, кровавом палаче мусульманского населения Турции и Азербайджана, который уже с 1891 года состоял в террористической организации «Гнчак», а затем в «Дашнакцутюн». Вот так начиналась биография армянского национального «героя» – с нападений на монастыри и захвата женщин и детей в качестве заложников. Отдают ли себе отчет адвокаты армянского терроризма, какой потрясающий факт запротоколировали публикации в американской прессе – армянские бандиты напали на армянский монастырь, взяли в заложники армянских женщин и армянских детей, а турецкие власти пытались спасти их жизни, вступив в сражение с армянской бандой во главе с «героем» армянского народа?! В этом протокольном факте отразилось подлинное лицо бесчеловечного и жестокого армянского национализма, основным аргументом которого было и остается насилие в любых его проявлениях…
ПРИМЕЧАНИЕ: Зафиксированное в американской прессе 1901 года бандитское нападение армянских террористов, с захватом монастыря вблизи Муша и 60 женщин и детей в качестве заложников с целью вымогательства денег у окружающего населения – это и есть та самая раздутая пропагандой армянского национализма фальшивка о «героической обороне монастыря аракелоц», в которой разбойник Андроник выдается за «героя» хайского народа!
О продолжающейся агресси бандитов «армянских революционных комитетов» сообщала газета «The Morning Appeal» от 25 января 1902 года:
«Две вооруженные армянские банды появились в Санджаке в провинции Муш азиатской Турции. В столкновении, происшедшем между армянами и подразделением турецких войск, последние потеряли убитыми одного офицера и двух солдат».
Следует отметить, что в этих публикациях, сделанных на самом рубеже XIX и XX столетий привлекает внимание также и то обстоятельство, что турецкие власти стали все чаще привлекать для борьбы с «армянскими революционерами» войсковые части. Участие армейских подразделений бесспорно свидетельствует о том, что хорошо организованному, обеспеченному и вооруженному армянскому национализму к концу XIX века несомненно удалось навязать Турции серьезную партизанскую войну, проявления которой удавалось подавлять только силами частей регулярной турецкой армии.
Но пристальное внимание американской прессы к событиям, происходившим в Османской империи и связанным с «революционной» (точнее, разрушительной) деятельностью армянских националистов, не ограничивалось публикацией сообщений о тех или иных вооруженных столкновения внутри страны. Наряду с репортажами о сражениях турецких властей с армянскими бандами публиковалось также множество статей, которые в кратком или пространном виде доводили до читательской аудитории взгляды американских репортеров на глубинные истоки и вероятные последствия так называемого «армянского вопроса» в Османской империи. Одной из таких публикаций является статья в газете «The Minneapolis Journal», вышедшая 30 ноября 1901 года:
«Россия присваивает армян. Париж, 30 ноября.– Доктор Александр Улар, хорошо известный авторитет в российских вопросах, пишет:
Россия рассматривает армянский вопрос с другой точки зрения, нежели западные державы. Игнорируя условия армян в Константинополе и Малой Азии, ее внимание всегда было сосредоточено на самой Армении. Обладание областями в Армении предоставит Росси контроль над Евфратом. Россия вмешалась, чтобы предотвратить попытки Франции заставить Турцию провести реформы в Армении. Россия предпринимает шаги, чтобы сделать российскими подданными всех армянских беженцев в областях Закавказья, численность которых доходит до 40 000. Ожидается, что России будет очень выгодно иметь столь большое количество россиян в Закавказье, где имеются леса, которые можно использовать и огромные участки земли, пригодные для возделывания».
Интересно отметить, что мнение, высказанное французским экспертом в российских вопросах Александром Уларом относительно заинтересованности России в притоке армянского населения в Закавказье подтверждалось и другими независимыми издательствами, например публикацией в «The Daily Journal» 11 декабря 1901 года:
«РОССИЯ СТРЕМИТСЯ ЗАХВАТИТЬ АРМЕНИЮ. Медведь готовится укусить. Нью-Йорк, 11 декабря.– Корреспондент из Санкт-Петербурга сообщает, что он обнаружил подтверждение недавнему заявлению доктора Александра Улара относительно российских намерений в Армении. Беженцев из Армении, достигающих российской территории, поощряют к тому, чтобы они оставались и вынуждают становиться подданными России, если они остаются. Никакой испытательный срок не требуется для того, чтобы они были приняты в качестве подданных, и их заставят проходить военную службу после 1903 года. Корреспондент добавил, однако, что эти правила применяются к армянам, которые поселились в Закавказье или где-либо на российской территории до последнего февраля».
Переселение армян в регионы Южного Кавказа, начавшееся еще при Петре I, на протяжении полутора веков до начала ХХ века оставалось практически перманентным процессом – то усиливаясь, то ослабевая, но никогда не прекращаясь. В условиях растущего международного напряжения и надвигающегося мирового конфликта, разрушительные результаты переселенческой политики царской России в отношении армян начинают проявляться и в пределах российской империи, о чем свидетельствуют архивы американской прессы.
Продолжение следует.