Аббас Исламов
Напомним, что в благополучном и мирном 1906 году в Российской империи не было голодающих губерний, тем более в портовом городе Баку, в котором всегда процветала торговля и не было недостатка в продуктах питания. Это обстоятельство упоминается потому, что фанатики армянского террора рыли подкоп с упорством крота не для того, чтобы выкрасть муку или рис из продуктового амбара, а чтобы похитить сотни тысяч патронов для десятков тысяч единиц стрелкового оружия, которое уже находилось у них на руках. Это оружие и эти патроны нужны были им не для охоты на куропаток и зайцев в степях, окружающих Баку – они нужны были для кровавого террора против мирного населения, для захвата территорий, вооруженного разбоя, истребления и изгнания коренного населения Южного Кавказа...Часть 1; Часть 2; Часть 3; Часть 4; Часть 5; Часть 6; Часть 7; Часть 8; Часть 9; Часть 10; Часть 11; Часть 12; Часть 13; Часть 14; Часть 15; Часть 16; Часть 17; Часть 18; Часть 19; Часть 20; Часть 21; Часть 22; Часть 23; Часть 24; Часть 25
ЧАСТЬ 16
На страницы американской прессы непрерывно поступали сообщения о том, как работали финансы, выбиваемые методами шантажа, угроз и покушений у обосновавшихся в США состоятельных армян. Поскольку все армянские национал-политические партии и террористические организации поставили во главу своей деятельности насилие и террор, то львиная доля накопленных средств направлялась на приобретение вооружений, боеприпасов, амуниции, на подготовку и обучение банд и отрядов, совершавших кровавые акции на территории Османской империи и России. Именно непрерывно растущие количественные и качественные показатели вооружения армянских террористов были причиной того, что даже отрядам полиции и частям регулярной армии становилось все труднее справляться с вооруженным разбоем националистов. Вот, например, как об этом сообщалось на страницах газеты «Deseret Evening News», 20 января 1906 года:
«АРМЯНЕ АТАКОВАЛИ КОНВОЙ С ПРОВИЗИЕЙ. Елизаветполь, Закавказье, 20 января. – Сегодня сюда прибыл курьер из Агдама с депешами, описывающими официальные отчёты о попытках властей доставить конвой с провизией голодающему мусульманскому населению, осажденному в городе Шуша, Закавказье. Конвой отправлялся три раза с сильным армейским эскортом, мусульманскими добровольцами и вспомогательными подразделениями, но его движение было прервано армянами, удерживающими горные проходы. Вся область вокруг Агдама разорена армянами, которые совершают ужасные зверства, не давая никакой пощады ни раненым, ни женщинам, ни детям. Мусульмане сильно разгневаны нападением, совершенным на почитаемое святилище в Карамерьем. После ожесточенного сражения нападавшие армяне были сломлены и бежали, оставив 50 убитых или раненых».
Подобные кровавые события, в которых вооруженные до зубов армянские банды по свидетельству официальной прессы «совершали ужасные зверства» – это и был конечный результат процесса выбивания средств, закупок вооружения, транспортировки через океан, доставки в места дислоцирования бандформирований армянских националистов, которые затем, с полученным оружием и боеприпасами, «не давали никакой пощады ни раненым, ни женщинам, ни детям». Но архивы американской прессы свидетельствуют, что методы, которыми армянские террористы добывали средства и ресурсы для эскалации террора, практически не знали ограничений – они простирались от сложных финансово-политических махинаций до банального воровства и грабежа. Примером такого репортажа является статья в газете «The Idaho Republican» от 11 мая 1906 года:
Напомним, что в благополучном и мирном 1906 году в Российской империи не было голодающих губерний, тем более в портовом городе Баку, в котором всегда процветала торговля и не было недостатка в продуктах питания. Это обстоятельство упоминается потому, что фанатики армянского террора рыли подкоп с упорством крота не для того, чтобы выкрасть муку или рис из продуктового амбара, а чтобы похитить сотни тысяч патронов для десятков тысяч единиц стрелкового оружия, которое уже находилось у них на руках. Это оружие и эти патроны нужны были им не для охоты на куропаток и зайцев в степях, окружающих Баку – они нужны были для кровавого террора против мирного населения, для захвата территорий, вооруженного разбоя, истребления и изгнания коренного населения Южного Кавказа.
«ОБВИНЯЕТ АРМЯН. Россия заявляет, что они несут ответственность за убийства.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 8 января. – В полуофициальном сообщении о ситуации на Кавказе, опубликованном этим утром, говорится, что события, происходившие несколько лет назад в Азиатской Турции под названием «армянские убийства», повторяется в настоящее время на Кавказе. В нём говорится, что армяне, которым Россия предоставила здесь убежище, применяют свои революционные и другие антигосударственные методы, разжигая беспорядки и настраивая магометан против себя, как они делали это в Азиатской Турции. Это и есть, говорится в сообщении, подлинная причина массовых убийств, которые произошли недавно в некоторых районах Кавказа. Заявляется, что государство приняло энергичные меры по борьбе с этим движением. Добавляется также, что граф Воронцов-Дашков, наместник Кавказа, будет замещён».
Напомним, что все это происходит в 1906 году, за долгие годы до начала 1-й Мировой войны (1914 г.). Материалы газетных архивов раскрывают неопровержимый факт – в самом начале ХХ столетия две мощнейшие империи своего времени, Османская и Российская, оказались практически в одинаковом положении, столкнувшись с невиданной внутриполитической проблемой, созданной воинствующим армянским национализмом, угрожавшим государственным устоям этих стран непрерывно нараставшей эскалацией вооруженного террора. Причем движущей силой этого разрушительного для народов региона движения были не революционные учения социал-демократических и рабочих партий, уже обретших большую популярность в России и странах Европы – а совершенно уникальный феномен фанатичной идеологии непримиримого, радикального этнического национализма, с которым правительства этих видавших виды государств с богатой многовековой историей столкнулись впервые.
Оба государства оказались бессильными не только перед интенсивным распространением этой идеологии через армянские церковные институты и политические организации (в среде самих же армянских общин), но и не смогли воспрепятствовать созданию огромной сети тайных организаций с их налаженным финансовым и материальным снабжением, агрессивными планами и многочисленными, хорошо вооруженными отрядами боевиков, военный потенциал которых позволял им вести успешные боевые действия даже против подразделений регулярных армий.
Американская пресса и в последующие годы продолжала выдавать множество аналогичных сообщений и репортажей, о чём далее будет представлена более подробная информация. Массовый читатель с удивлением узнавал о том, что на американской земле прочно обосновалась сеть тайных штабов агрессивного этнического национализма, попирающего законы США и ни во что не ставившего жизнь и безопасность окружающих. В качестве примера можно привести одну из таких сенсационных заметок, помещенной в газете «Albuquerque Morning Journal» от 14 августа 1907 года:
Всего через несколько дней после этого ареста главарей армянской террористической ячейки в Нью-Йорке американская пресса стала публиковать не менее шокирующие сообщения о неизвестных доселе особенностях террористических организаций, созданных армянами в Америке. Читатели впервые узнавали о царящих внутри этих тайных обществ законах и нравах, в которых отражалось идейное нутро армянского террора. Одной из подобных публикаций является сообщение, вышедшее в газете «The Evening Statesman» 23 августа 1907 года:
«ОШЕЛОМЛЯЮЩИЕ РАЗОБЛАЧЕНИЯ ОБЩЕСТВА ГНЧАК. НЬЮ-ЙОРК, 23 августа. – Помощник окружного прокуропа Менли приобрел сегодня копию устава и правил внутреннего распорядка обществва Гнчак армянских революционеров, и после того как ему перевели их первые параграфы, сообщил, что это чрезвычайно интересное чтение. Одна из глав дает право членам общества распоряжаиться жизнью и смертью каждого, и каждый, кто подписывается под этими положениями, клянется отдать свою жизнь для выполнения приказов любого характера от своих руководителей».
Нетрудно представить это ошеломление среди законопослушных американцев, которым внезапно открылся факт присутствия по соседству тайного общества армянских террористов, готовых выполнять «приказы любого характера от своих руководителей». Эти протокольные свидетельства, выявленные прокуратурой США и раскрывшие внутренний мир армянского терроризма, подлинная сущность которого резко противоречила образу «беззащитного» и «невинного» народа (созданного, как ни парадоксально, усилиями этих же СМИ), не могли не шокировать массового читателя американской прессы.
Некоторые публикации этого периода отличались наличием более разносторонней информации относительно возникшей в США ситуации с армянскими террористами, арестами в Нью-Йорке и Чикаго и сенсационными разоблачениями. Примером таких статей является публикация в газете «The Evening Journal», изданная 27 июля 1907 года:
«АРМЯНЕ ТЕРРОРИЗИРУЮТ СВОИХ БОГАЧЕЙ. Состоятельный бостонский торговец предупрежден, что он должен умереть в понедельник. УБИЙСТВА ПЛАНИРУЮТСЯ ПРЕСТУПНЫМ СИНДИКАТОМ. Специальная телеграмма для «THE JOURNAL». НЬЮ-ЙОРК, 27 июля. – Как результат расследований, проведенных чиновниками прокуратуры судебного округа в отношении многих армян, вызванных с надеждой, что это поможет пролить свет на деятельность преступного синдиката шантажистов, ведущих свои дела в международном масштабе, используя Нью-Йорк как штаб-квартиру, ожидается, что будет произведено много арестов. В результате расследования можно практически не сомневаться в том, что все недавние убийства армян в нашей стране и, возможно, те, что были совершены за границей, были спланированы одной центральной организацией.
ТРЕБУЮТ 10 000 $. НАКАЗАНИЕ – СМЕРТЬ. С ОХРАНОЙ И ПИСТОЛЕТАМИ БОГАТЫЙ АРМЯНИН ОЖИДАЕТ УБИЙЦ. Специальная телеграмма для «THE JOURNAL». БОСТОН, 27 июля. – Десять человек в Нью-Йорке, шесть в Бостоне, один в Чикаго и один в Провиденсе составляли хребет армянского революционного общества, сообщает М.Н. Гюлесьян, состоятельный армянин Бостона, который получил предупреждение от этой организации, извещающей, что он должен умереть в понедельник. Он уверяет, что арест этих членов организации положит конец существованию этого общества в стране. Вместе с редактором Аршагом, которому его земляки также угрожали смертью, господин Гюлесьян помогает бостонской полиции настичь главарей организации. А тем временем он носит с собой пистолет, и другие состоятельные члены армянской колонии делают то же самое. Завтра в армянской колонии будет проведено большое собрание, чтобы огласить свой протест против насильственных методов революционеров.
ОЖИДАЕТСЯ МНОГО АРЕСТОВ В ГОРОДЕ НЬЮ-ЙОРКЕ. По специальному проводу «THE JOURNAL». East Orange N. J. (город в графстве Эссекс, штат Нью-Джерси, США), 27 июля. – «Я ожидаю, что меня убьют. Я убежден, что все мои усилия избежать судьбу, которую определили для меня гнчакисты, будут напрасны, но я дорого продам свою жизнь. Я готов встретить человека, который послал мне это письмо, сообщающее, что я должен умереть до 3 августа, если я не отдам им 10 000 $.»
Сидя прошлой ночью в своей хорошо обставленной гостиной на Арлингтон авеню 86, East Orange, с двумя вооруженными охранниками и опасного вида револьвером в руках, Армен П. Алиян, состоятельный армянский торговец коврами выглядел так, словно собирался поддержать делами свои утверждения. Ему 27 лет, и он выглядит как обычный бизнесмен. Алиян имеет конторы и посудные магазины на Бродвее 903 и 905 в Нью-Йорке. Именно там к нему обратились шантажисты с требованием, что он должен выплатить указанную сумму до следующей субботы или он будет убит руками их агентов.
Информация, содержащаяся в этой статье, позволяет выдвинуть много комментариев, но хотелось бы остановиться всего на двух. Во-первых, привлекает внимание, насколько оперативно и решительно власти США принимали карательные меры в отношении преступных организаций армянских террористов, едва только их кровавая деятельность оборачивалась против состоятельных граждан Америки. В подобных публикациях американской прессы нет даже тени симпатии к так называемым «революционерам», поступки которых оценивались исключительно как преступные – в то время как репортажи об их аналогичной деятельности на территории Османской или Российской империй, где боевики этих же армянских террористических организаций проливали реки крови, нередко преподносилась американскому читателю в окружении героического ореола.
Во-вторых, нельзя не обратить внимание на то, что подавляющее большинство армянских общин, обосновавшихся в США и почти полностью сформированных переселенцами из той же Османской империи, были категорически против присутствия на американской земле партий армянского национализма с их экстремистской идеологией и не изъявляли желания поддерживать так называемое «революционное движение» даже денежными пожертвованиями. Как свидетельствуют заключительные строки статьи, отказываясь отдавать гнчакистам 10 000 $, деловое армянство США готово было собрать 100 000 $ для того, чтобы навсегда избавить Америку от террора организации «Гнчак», вместе с её главарями и палачами.
Упомянутое в статье убийство Тавшанджяна – это одно из наиболее громких преступлений, совершенных армянскими террористами на территории США в начале ХХ века. В 1907 году это событие, потрясшее всю американскую общественность, долго не сходило с газетных страниц и освещалось во всех подробностях – от деталей самого убийства, совершенного среди бела дня на одной из центральных площадей Нью-Йорка, до шокирующих открытий, сделанных по время его расследования.